Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сен-симон клод анри де рувруа

Энциклопедический словарь

Сен-Симо́н Клод Анри де Рувруа (Saint-Simon, de Rouvroy) (1760-1825), граф, французский мыслитель. Ученик Ж. Л. Д’Аламбера. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость североамериканских колоний. В сочинениях 1810-20-х гг. разработал утопический план создания рационального общественного строя - «проман системы»: обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по «способностям» и т. д.; пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Путь к этому Сен-Симон видел в утверждении «новой» религии («Новое христианство», 1825). Оказал большое влияние на европейскую социалистическую мысль XIX в.

* * *

СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа - СЕН-СИМО́Н (Saint-Simon) Анри де [полное имя, фамилия и титул Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен-Симон] (17 октября 1760, Париж - 19 мая 1825, там же), французский мыслитель-утопист.

Безумный граф

Родился в аристократической семье, происходящей от сына Карла Великого (см. КАРЛ Великий). Получил домашнее образование; в числе его учителей был знаменитый энциклопедист Д"Аламбер (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Уже в отрочестве обнаружил незаурядные силу воли и честолюбие. В 1777 начал военную службу в пехотном полку. В 1783 принимал участие в войне за независимость США (см. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ), где успешно проявил себя; вернувшись, был награжден и стал полковником. Но военная карьера не привлекала его, и он вышел в отставку. Революцию во Франции встретил с энтузиазмом и даже отказался от графского титула. Занимался операциями по торговле с недвижимостью и финансовыми спекуляциями, создал себе крупное состояние. Был заключен в тюрьму, откуда его вызволил термидорианский переворот. Богатый жизненный опыт, бедствия эпохи и крушение революционных идеалов привели его к идее новой науки, которая должна была вывести человечество из тупика и указать путь к совершенному общественному устройству. Почувствовав недостаток знаний, в 1799 начал активно заниматься самообразованием, посещал лекции в Политехнической школе в Париже, сблизился с учеными, среди которых были Ж. Л. Лагранж (см. ЛАГРАНЖ Жозеф Луи), Г. Монж (см. МОНЖ Гаспар), К. Бертолле (см. БЕРТОЛЛЕ Клод Луи), Ф. Галль (см. ГАЛЛЬ Франц Йозеф) и др.

Растратив остатки своего состояния, стал переписчиком в ломбарде. Вел разработку своих идей, изнемогая от нищеты и труда, пока его бывший слуга не взял на себя его содержание и расходы по изданию его трудов. В 1803 увидело свет его первое сочинение - «Письма женевского обитателя к своим современникам». Из-под пера Сен-Симона вышли: «Введение к научным трудам XIX в.» (1808), «Записка о всеобщем тяготении» (1813), «Записка о науке о человеке» (1813), «О реорганизация европейского общества» (1814). Были изданы несколько номеров сборников «Индустрия» (1814-1816), «Организатор» (1819-1820). Для пропаганды своих идей рассылал собственноручно переписанные произведения ученым, государственным деятелям, в том числе и Наполеону, и даже королю. Но ожидаемой поддержки и признания не получал и иногда воспринимался как умалишенный. После смерти своего благодетеля жил и печатал свои труды на случайные заработки и нерегулярную помощь благотворителей и сторонников. Постепенно вокруг него образовался небольшой круг учеников и единомышленников. Среди секретарей Сен-Симона были будущий историк О. Тьерри (см. ТЬЕРРИ Огюстен) и будущий основатель позитивизма О. Конт (см. КОНТ Огюст), испытавшие его сильное влияние. В 1822, когда его бедственное положение усугубилось, предпринял попытку самоубийства, в результате которой потерял глаз. Последние сочинение - «Катехизис индустриалов» (1824), «Рассуждения литературные, философские и индустриальные» (1825), «Новое христианство» (1825).

После смерти Сен-Симона его ученики Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др. пытались систематизировать его многочисленное и разнообразное наследие.

Культ науки

Решающую роль в формировании взглядов Сен-Симона сыграло естествознание нового времени, прежде всего механика Ньютона (см. НЬЮТОН Исаак) и учение Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), французский материализм и Просвещение (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) , а также политическая экономия А. Смита (см. СМИТ Адам) и Ж. Б. Сея (см. СЕЙ Жан Батист). Обожествляя науку и ученых (в Ньютоне он видел пророка), Сен-Симон, однако, критиковал их за господство эмпиризма, разрозненность и специализацию знаний, упрекая в абсолютизации эмпирико-аналитического метода познания. Полагал наиболее плодотворным синтетический метод, который позволит объединить естественные дисциплины и обществознание, создать единую науку, в основе которой должна быть физика. Мир, по Сен-Симону, зиждится на законе всемирного тяготения, посредством которого бог управляет Вселенной. Согласно Сен-Симону, весь мир есть материя - твердая или жидкая; все явления природы, и тело человека в том числе, есть продукт их взаимодействия. Полагая, что человечество переживает кризис, призывал уделять большее внимание «науке о человеке», нравственным и политическим наукам, которые он рекомендовал перестроить по образцу естественных наук и сделать «позитивными», то есть оперирующими достоверным и точным знанием, для чего они должны опереться на физиологию. Политика, по Сен-Симону, есть наука о производстве. Выдвинул идею совпадения эволюции человеческого рода и отдельной личности.

Социальный идеал

Историю квалифицировал как прогресс, критериями которого рассматривал счастье большего количества людей, реализацию своих способностей одаренными людьми, рост населения, развитие науки и цивилизации. Движущую силу прогресса видел в развитии разума, в эволюции научно-философских и морально-религиозных идей, приводящей к смене исчерпавших себя общественных порядков. Творцом монотеистической религиозно-философской системы полагал Сократа (см. СОКРАТ) (считал его самым гениальным из людей), а ее высшей формой - христианство. Сформулировал закон чередования теологической, метафизической и научной стадий развития человечества.

Основную коллизию современного общества видел в противостоянии «теологической и феодальной системы» и «научной и индустриальной системы», в борьбе классов дворян, «индустриалов» (предприниматели, рабочие, ремесленники, крестьяне и др.) и промежуточных между ними «буржуа» (юристы, незнатные военные, незнатные землевладельцы и др.). Дворяне являются потомками завоевателей франков, «индустриалы» - покоренных галлов. На его взгляд, до 1789 господствовали дворяне и духовенство, во время революции и в годы правления Наполеона - «буржуа», после 1815 - они властвовали совместно. Критический пафос Сен-Симона был направлен против дворянства и духовенства, феодальной и наполеоновской знати, в которых он видел паразитов и бездельников, препятствующих прогрессу. «Индустриалы» в союзе с «учеными» и «художниками», составляя 24/25 нации, являются созидателями всех богатств общества, сосредотачивают в себе все таланты и способности нации, власть же находится у старой и новой знати. Видел основное противоречие французского общества в том, что оно превратилось в «индустриальное», а власть осталась «феодальной».

Власть путем проповеди и убеждения, обращенных к народам и королям (Сен-Симон был категорическим противником насилия), должна быть отдана «индустриалам». «Индустрия», наука и искусство проложат путь беспредельному прогрессу. По Сен-Симону, в «индустриальном» обществе должны быть введены всеобщий обязательный труд, общественно-плановая организация производства, принцип занятия должностей и исполнения функций в соответствии со способностями и отменен институт наследства. Частная собственность и прибыли предпринимателей, трансформирующихся в своего рода общественных уполномоченных, сохраняются, равно как и монархия, в которой Сен-Симон видел союзника в борьбе с паразитическими классами. Целью преобразований считал благоденствие самого многочисленного неимущего класса - пролетариев, в интересах которых должно быть установлено максимально возможное, хотя и не абсолютное равенство. По Сен-Симону, Франция, идя в авангарде человечества, должна проложить Европе и всему миру путь к будущему. Морально-идейным знаменем нового общества должно стать обновленное христианство, которое, распространившись на всю планету и преодолев односторонность и недостатки католицизма и протестантизма, сделает своим основным принципом лозунг «все люди - братья». Учение Сен-Симона оказало большое влияние на развитие социалистических и коммунистических теорий (см. В. И. Ленин, «Три источника, три составных части марксизма»).

Энциклопедия Кольера

СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа (Saint-Simon Claude Henri de Rouvroy)

(1760-1825), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Получил домашнее образование под руководством Д'Аламбера. В 17-летнем возрасте заслужил первое воинское звание. Офицером французской армии участвовал в Войне за независимость североамериканских колоний. Попал в плен к англичанам. После освобождения отправился в Мексику с целью заинтересовать правительство этой страны идеей прорыть канал на перешейке между американскими материками. В 1783 Сен-Симон вернулся во Францию. Его участие в Великой французской революции остается не вполне ясным, однако известно, что он приветствовал ее и вел просветительскую работу среди крестьян. Одновременно в родовой провинции Пикардии Сен-Симон скупал по предельно низкой цене обширные земли и получил изрядную прибыль, вложив деньги в государственные бумаги. С усилением якобинской власти Сен-Симон отказался от графского титула, приняв крестьянское имя Боном (Простак). 19 ноября 1793 во время облавы на шпионов и банкиров его арестовали, скорее всего по ошибке, но уже 28 августа 1794 выпустили на свободу. Сен-Симон сохранил права на собственность, даже когда был в тюрьме, и умножил ее, играя на разнице в ценах бросовых государственных бумаг. Разбогатев, Сен-Симон стал покровителем ученых, художников, деловых людей и создал собственный салон, известный парижскому бомонду. От своих гостей он требовал хотя бы поверхностных знаний математики, физики, психологии, социологии, а сам разрабатывал проекты переустройства общества на "разумных основаниях". В 1802 Сен-Симон приехал в Швейцарию, где отважился просить руки мадам де Сталь. Здесь же он опубликовал Письма женевского обитателя к современникам (Lettres d'un habitant de Genve ses contemporains). После разрыва отношений с компаньоном графом Редерном Саксонским Сен-Симон остался со скудными средствами, но и их быстро растратил. Страдая от нервного перенапряжения и нищеты, Сен-Симон тяжело заболел и некоторое время провел в клинике для душевнобольных. Движимый стремлением разработать новую концепцию развития общества, он опубликовал трактаты Введение к научным трудам 19 в. (Introduction aux travaux scientifiques du 19 sicle, 1807); Новая энциклопедия (Nouvelle encyclopdie, 1810), Очерк науки о человеке (Histoire de l'homme, 1813), Записки о всеобщем тяготении (Travail sur la gravitation universelle, 1813). В этих трудах Сен-Симон наметил контуры своей утопической "индустриальной системы" - идеального общественного порядка, установленного промышленниками и интеллектуальной элитой для служения "наиболее многочисленным и беднейшим классам". В годы Реставрации (1814-1830) Сен-Симон активно выступал как политический полемист. Вместе со своим секретарем, историком О.Тьерри, он опубликовал работу под названием О реорганизации европейского общества (De la Rorganisation de la socit europenne), предлагавшую план достижения мира в Европе на основе прочного франко-английского союза. Сен-Симон завязал отношения с промышленниками и создал серию периодических изданий - сборники "Индустрия" ("L'Industrie", 1817-1818); "Государственный деятель" ("Le Politique", 1819), "Организатор" ("L'Organisateur", 1819-1820), "Катехизис промышленников" ("Catchisme des industriels", 1823-1824), "Рассуждения литературные, философские и научные" ("Opinions littraires, philosophiques et scientifiques", 1823-1824). На место Тьерри пришел О.Конт, в то время выпускник Политехнической школы, но и он быстро покинул Сен-Симона из-за личных и идеологических разногласий. Все же Сен-Симону удалось собрать новую группу единомышленников. В 1825 вышел один из его главных трудов - Новое христианство (Le Nouveau Christianisme). Сен-Симон умер в Париже 19 мая 1825. Незадолго до смерти он планировал вместе с единомышленниками начать выпуск еще одного журнала - "Производитель" ("Le Producteur"), который стал первым органом сен-симонистского движения. Ученики Сен-Симона распространяли его идеи, опубликовав в 1828-1830 лекции под названием Учение Сен-Симона (Doctrine de Saint-Simon). Идеи Сен-Симона, хотя и в измененном виде, приобрели особую популярность во времена Наполеона III, установившего диктатуру в интересах крупной буржуазии.

ЛИТЕРАТУРА

Сен-Симон А. де. Избранные сочинения. М. - Л., 1948 Волгин В.П. Сен-Симон и сен-симонизм. М., 1961 Гладышев А.В. Сен-Симон до и во время революции. - Вопросы истории, 1993, № 11-12

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон.

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760 - 1825), граф, французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Основные черты будущей "промышленной системы" Сен-Симона: обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по способностям и т.д. В будущем обществе, по Сен-Симону, пролетариат и буржуазия образуют единый класс "индустриалов". В сочинении "Новое христианство" (1825) объявлял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, путь решения этой задачи видел в утверждении "новой" религии ("все люди - братья").

Полезные сервисы